Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Родительский клуб «Навстречу друг другу»
В детском саду функционирует родительский клуб «Навстречу друг другу», который организуют и проводят педагог-психолог и старший воспитатель на следующие темы:
1. «Меры поощрения и наказания в воспитании детей», цель данного занятия создать условия для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, показать значимость гуманных способов воспитания детей в семье.
2. «Готовность детей к школьному обучению» - родители знакомятся с основными показателями школьной готовности: психологическая готовность, физическая готовность и специальная; получают полезные советы, как облегчить адаптацию первоклассника к условиям школы, как эффективно и без вреда для здоровья использовать компьютер, как создать благоприятные условия для успешного обучения ребёнка в школе. Педагог-психолог также знакомит родителей с результатами диагностики по готовности детей к школьному обучению.
3. «Компьютер: ЗА и ПРОТИВ»
Цель: создать условия для повышения родительской компетентности в вопросе безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
Задачи:
- Познакомить с положительными и отрицательными сторонами использования компьютера.
- Обозначить основные факторы негативного влияния компьютера на здоровье детей.
- Довести информацию о правилах безопасного использования компьютера.
Уважаемые родители!
Будем рады видеть Вас на занятиях в нашем родительском клубе.