Развиваем интеллект , играя

19 февраля 2025 г.
Развиваем интеллект , играя. . . . . . . .
Развиваем интеллект , играя.
.
.
.
.
.
.
.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Понятие "интеллект" имеет много интерпретаций.

Обобщённое понятие интеллекта (от лат. intellectus понимание, познание) - это разум, рассудок, умственные способности.

В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации и др.

В педагогике и философии понятие "интеллект" определяется как бОльшая или меньшая способность понимать новое и сложное.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова интеллект - мыслительная способность, умственное начало у человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании, возможности разбираться в сложившихся ситуациях и решать возникшие проблемы.

Интеллект проявляется в умении анализировать ощущения и сопоставлять факты, воображать и прогнозировать результаты, воспринимать и воспроизводить информацию, мыслить и даже мечтать.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность мышления, любопытство, критичность и широта.

Развитие интеллекта является одним из ключевых факторов становления личности, залогом успешного взросления для ребёнка и гарантией продуктивной деятельности для взрослого. Развитие интеллекта продолжается в течение всей человеческой жизни, однако самые активные его фазы приходятся на период детства и юности.

На интеллектуальное развитие детей влияет ряд факторов:

⭕ Генетика и наследственность – кто-то «от природы» быстро считает, кто-то обожает математику буквально с рождения, а кто-то начинает петь раньше, чем говорить;

⭕ Регулярность занятий, развивающих когнитивные процессы и коммуникативные навыки ребёнка;

⭕ Образ жизни малыша и его родителей;

⭕ Социальное положение семьи, доступность образования и уровень дохода;

⭕ Характер и тип темперамента ребёнка: например, неусидчивому малышу тяжелее усваивать материал;

⭕ Отношения с родителями и эмоциональная атмосфера в семье.

Кое-что из этого списка не оказывает существенного влияния на то, каким в итоге станет ребёнок, а кое-что является ключевым фактором в процессе формирования и развития личности. Однако основной «инструмент» находится в руках родителей.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.

Начинать обучение малыша необходимо буквально с рождения. Целенаправленные занятия можно проводить уже с первых 6-8 месяцев жизни ребёнка. В течение двух-трех лет сказки, игры-«развивашки», музыка, рисование и лепка расширяют кругозор малыша, а движение и физическая активность способствуют непрерывному познанию мира.

Затем в дело вступают логические головоломки и лёгкие задачки – они формируют аналитическое мышление, учат рассуждать и делать выводы.

Не стоит пренебрегать умением общаться, развитием любознательности и совершенствованием речи – эти навыки особенно важны в школе.

Родителям детей советуем больше разговаривать с ними, приобщать их к процессу обучения и развивать эмоциональный интеллект. Ребёнок должен уметь принимать себя, уважать других, уметь различать что такое "хорошо, а что такое "плохо".

В старшем дошкольном возрасте составлять собственную характеристику и обозначать сильные и слабые стороны своего характера.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ.

♦Узоры из мозаики или палочек: предложите ребенку выложить цифру, узор или фигуру из мозаики или палочек по образцу.

♦«Лабиринт»: предложите ребенку найти выход из лабиринта и выбрать правильный путь.

♦«Назови предмет»: подготовьте картинки, на которых будут изображены предметы с замаскированными частями (например, чайник без носика или сумка без ручки), и предложите ребенку угадать то, что изображено на рисунке.

♦«Зачеркни»: подготовьте таблицу с разными изображениями (например, деревьями разных пород), и предложите ребенку зачеркнуть предметы одного вида (например, все березы) или посчитать количество представителей каждого вида.

♦«Разведчик»: подготовьте сюжетную картинку средней сложности с большим количеством деталей. Предложите ребенку внимательно ее изучить, а затем уберите рисунок и задайте вопросы по его содержанию.

♦«Ритм»: простучите легкую мелодию на твердой поверхности, и предложите ребенку воспроизвести ее.

♦«Съедобное-несъедобное»: возьмите в руки мяч и кидайте его ребенку, при этом называя съедобный или несъедобный предмет. Ребенок должен определить, к какой категории он относится: если предмет несъедобный, ребенок отбивает мяч, если съедобный – ловит.

♦«Ухо-нос»: ребенок слушает команду «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Выполняйте задание вместе с ним, а затем умышленно допускайте ошибки: ребенок должен быть внимательным и принимать решения самостоятельно, не смотря на вас и не повторяя ошибок.

♦«Составь предложение»: упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Составьте простое предложение и попросите ребенка его повторить, при этом добавив свое определение. Например: «Это была веселая девочка…»; «Это была веселая девочка в синем платье…»; «Это была весела девочка в синем платье и красных туфельках…». Упражнение тренирует память и внимательность.

♦«Что изменилось?»: разложите на столе несколько игрушек. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться и либо добавьте одну игрушку, либо уберите другую, либо поменяйте местами. Попросите ребенка ответить, что изменилось.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

♦«Аппликация»: подготовьте несколько фигур и деталей, вырезанных из бумаги, и предложите ребенку собрать из них какую-нибудь фигуру или необычную картину.

♦«Ассоциации»: предложите ребенку из трех разных слов составить одно связное предложение. Слова могут быть абсолютно разные – чем меньше они связаны, тем интереснее игра. Например: дождь, телевизор, девочка; машина, пешеходный переход, музыка; телефон, папа, директор школы.

♦«Придумай новую сказку»: предложите ребенку изменить конец знакомых сказок и сочинить свой вариант. Например, «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил…».

♦«Найди все предметы»: покажите ребенку несколько картинок с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга. Он должен правильно указать все предметы.

♦«Найди отличия»: подберите два предметных изображения, которые похожи друг на друга. Они должны иметь несколько мелких отличий. Попросите ребенка изучить картинки и найти их.

♦«Невидимка»: предложите ребенку найти в одном слове другое с помощью перестановки букв, например:

1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах: Сила, соль, банка, пион. (Правильные ответы: лиса, лось, кабан, пони).

2. Найди в слове дерево-невидимку:

Насос. (Правильный ответ – сосна).

3. Найди в слове одежду-невидимку:

Лапоть. (Правильный ответ – пальто).

♦«Путаница»: придумайте предложение и замените в нем одно слово так, чтобы оно совсем не подходило по смыслу. Предложите ребенку найти «потерянное» слово. Например: «Витя грелся на солнышке, лежа на асфальте (на самом деле – на песке)»; «На улице было жарко, поэтому Таня надела пальто (на самом деле – платье)».

♦«Пары слов»: подберите 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ребенку нужно прочитать эти пары слов и запомнить их. Затем вы читаете первое слово из каждой связки, а ребенок по памяти называет второе.

Например: дерево – лес; кошка – котенок; музыка – фортепьяно; машина – бензин.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie