Развиваем интеллект , играя








РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Понятие "интеллект" имеет много интерпретаций.
Обобщённое понятие интеллекта (от лат. intellectus понимание, познание) - это разум, рассудок, умственные способности.
В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации и др.
В педагогике и философии понятие "интеллект" определяется как бОльшая или меньшая способность понимать новое и сложное.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова интеллект - мыслительная способность, умственное начало у человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании, возможности разбираться в сложившихся ситуациях и решать возникшие проблемы.
Интеллект проявляется в умении анализировать ощущения и сопоставлять факты, воображать и прогнозировать результаты, воспринимать и воспроизводить информацию, мыслить и даже мечтать.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность мышления, любопытство, критичность и широта.
Развитие интеллекта является одним из ключевых факторов становления личности, залогом успешного взросления для ребёнка и гарантией продуктивной деятельности для взрослого. Развитие интеллекта продолжается в течение всей человеческой жизни, однако самые активные его фазы приходятся на период детства и юности.
На интеллектуальное развитие детей влияет ряд факторов:
⭕ Генетика и наследственность – кто-то «от природы» быстро считает, кто-то обожает математику буквально с рождения, а кто-то начинает петь раньше, чем говорить;
⭕ Регулярность занятий, развивающих когнитивные процессы и коммуникативные навыки ребёнка;
⭕ Образ жизни малыша и его родителей;
⭕ Социальное положение семьи, доступность образования и уровень дохода;
⭕ Характер и тип темперамента ребёнка: например, неусидчивому малышу тяжелее усваивать материал;
⭕ Отношения с родителями и эмоциональная атмосфера в семье.
Кое-что из этого списка не оказывает существенного влияния на то, каким в итоге станет ребёнок, а кое-что является ключевым фактором в процессе формирования и развития личности. Однако основной «инструмент» находится в руках родителей.
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.
Начинать обучение малыша необходимо буквально с рождения. Целенаправленные занятия можно проводить уже с первых 6-8 месяцев жизни ребёнка. В течение двух-трех лет сказки, игры-«развивашки», музыка, рисование и лепка расширяют кругозор малыша, а движение и физическая активность способствуют непрерывному познанию мира.
Затем в дело вступают логические головоломки и лёгкие задачки – они формируют аналитическое мышление, учат рассуждать и делать выводы.
Не стоит пренебрегать умением общаться, развитием любознательности и совершенствованием речи – эти навыки особенно важны в школе.
Родителям детей советуем больше разговаривать с ними, приобщать их к процессу обучения и развивать эмоциональный интеллект. Ребёнок должен уметь принимать себя, уважать других, уметь различать что такое "хорошо, а что такое "плохо".
В старшем дошкольном возрасте составлять собственную характеристику и обозначать сильные и слабые стороны своего характера.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ.
♦Узоры из мозаики или палочек: предложите ребенку выложить цифру, узор или фигуру из мозаики или палочек по образцу.
♦«Лабиринт»: предложите ребенку найти выход из лабиринта и выбрать правильный путь.
♦«Назови предмет»: подготовьте картинки, на которых будут изображены предметы с замаскированными частями (например, чайник без носика или сумка без ручки), и предложите ребенку угадать то, что изображено на рисунке.
♦«Зачеркни»: подготовьте таблицу с разными изображениями (например, деревьями разных пород), и предложите ребенку зачеркнуть предметы одного вида (например, все березы) или посчитать количество представителей каждого вида.
♦«Разведчик»: подготовьте сюжетную картинку средней сложности с большим количеством деталей. Предложите ребенку внимательно ее изучить, а затем уберите рисунок и задайте вопросы по его содержанию.
♦«Ритм»: простучите легкую мелодию на твердой поверхности, и предложите ребенку воспроизвести ее.
♦«Съедобное-несъедобное»: возьмите в руки мяч и кидайте его ребенку, при этом называя съедобный или несъедобный предмет. Ребенок должен определить, к какой категории он относится: если предмет несъедобный, ребенок отбивает мяч, если съедобный – ловит.
♦«Ухо-нос»: ребенок слушает команду «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Выполняйте задание вместе с ним, а затем умышленно допускайте ошибки: ребенок должен быть внимательным и принимать решения самостоятельно, не смотря на вас и не повторяя ошибок.
♦«Составь предложение»: упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Составьте простое предложение и попросите ребенка его повторить, при этом добавив свое определение. Например: «Это была веселая девочка…»; «Это была веселая девочка в синем платье…»; «Это была весела девочка в синем платье и красных туфельках…». Упражнение тренирует память и внимательность.
♦«Что изменилось?»: разложите на столе несколько игрушек. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться и либо добавьте одну игрушку, либо уберите другую, либо поменяйте местами. Попросите ребенка ответить, что изменилось.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
♦«Аппликация»: подготовьте несколько фигур и деталей, вырезанных из бумаги, и предложите ребенку собрать из них какую-нибудь фигуру или необычную картину.
♦«Ассоциации»: предложите ребенку из трех разных слов составить одно связное предложение. Слова могут быть абсолютно разные – чем меньше они связаны, тем интереснее игра. Например: дождь, телевизор, девочка; машина, пешеходный переход, музыка; телефон, папа, директор школы.
♦«Придумай новую сказку»: предложите ребенку изменить конец знакомых сказок и сочинить свой вариант. Например, «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил…».
♦«Найди все предметы»: покажите ребенку несколько картинок с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга. Он должен правильно указать все предметы.
♦«Найди отличия»: подберите два предметных изображения, которые похожи друг на друга. Они должны иметь несколько мелких отличий. Попросите ребенка изучить картинки и найти их.
♦«Невидимка»: предложите ребенку найти в одном слове другое с помощью перестановки букв, например:
1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах: Сила, соль, банка, пион. (Правильные ответы: лиса, лось, кабан, пони).
2. Найди в слове дерево-невидимку:
Насос. (Правильный ответ – сосна).
3. Найди в слове одежду-невидимку:
Лапоть. (Правильный ответ – пальто).
♦«Путаница»: придумайте предложение и замените в нем одно слово так, чтобы оно совсем не подходило по смыслу. Предложите ребенку найти «потерянное» слово. Например: «Витя грелся на солнышке, лежа на асфальте (на самом деле – на песке)»; «На улице было жарко, поэтому Таня надела пальто (на самом деле – платье)».
♦«Пары слов»: подберите 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ребенку нужно прочитать эти пары слов и запомнить их. Затем вы читаете первое слово из каждой связки, а ребенок по памяти называет второе.
Например: дерево – лес; кошка – котенок; музыка – фортепьяно; машина – бензин.